Общий вид немецкой канистры. Фото Carryology.com
Военные успехи, равно как и повседневная служба армии, немыслимы без нормального снабжения всеми необходимыми ресурсами. При этом для армии важны не только поставки горючего и боеприпасов, но и удобство их использования. За несколько лет до начала Второй мировой войны гитлеровская Германия озаботилась улучшением материальной части, используемой при перевозках топлива. Результатом этого стало появление канистры, до сих пор активно применяемой по всему миру в различных сферах.
Существовавшие в то время элементы топливной логистики не отличались совершенством. Предполагалось, что бензин и другие виды горючего будут перевозиться танкерами, железнодорожными и автомобильными цистернами. Кроме того, в перевозках применялись металлические бочки емкостью около 200 литров и малогабаритные канистры значительно меньшего объема. К примеру, в США и Великобритании для снабжения «конечного пользователя» использовались канистры объемом 4 галлона (чуть более 15 л), известные под названием flimsy. Такие канистры имели несколько сварных швов, неудобную ручку для переноски и крышку, рассчитанную для использования специального ключа.
Британский танкист заправляет свою бронемашину при помощи канистры "флимси". Воронка сделана из аналогичного изделия
Следует отметить, за несколько месяцев до начала конкурса на вооружение Германии была принята новая металлическая 20-литровая канистра. Она имела треугольную форму и была достаточно проста в изготовлении. Тем не менее, в ее конструкции присутствовало большое количество сварных швов, что сказывалось на надежности, а характерная форма мешала хранению большого количества канистр и приводила к некоторой потере места.
Среди прочих в конкурсе приняли участие инженеры компании Müller из г. Швельм. Группа конструкторов, которую возглавлял Винценц Грюнфогель, предложила свой вариант канистры, соответствующий всем требованиям. За счет нескольких не слишком сложных идей конструкторам фирмы «Мюллер» удалось сделать канистру, с рядом положительных особенностей.
Немецкие канистры конца тридцатых годов.
Канистра конструкции Грюнфогеля при емкости 20 л весила всего 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, можно было изготавливать из листового металла штамповкой. Для их соединения использовалась сварка. Форма изделий позволяла укладывать их с максимально эффективным использованием пространства, а использованные ручки обеспечивали удобство переноски как пустых, так и полных канистр. Наконец, горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа.
Основными элементами новой немецкой канистры были две штампованные боковые детали сложной формы. На поверхности этих деталей имелись Х-образные ребра жесткости. Также жесткость конструкции обеспечивалась специфической формой кромки боковых деталей, вогнутой внутрь. Последняя особенность также позволила утопить главный сварной шов внутрь объема, ограниченного внешними стенками канистры. К верхней поверхности корпуса канистры приваривалась штампованная деталь с тремя ручками для переноски. В передней части левой половины корпуса предусматривалось отверстие для установки горловины.
Горловина канистры имела характерную сплюснутую с боков форму. На ее внешней поверхности имелись скобы замка и П-образный кронштейн крышки. Последняя крепилась шарнирно, оснащалась резиновым уплотнителем и фиксировалась при помощи качающегося замка. В конструкции крышки и ее механизмов предусматривались отверстия для установки чеки. Чека в виде металлического стержня с кольцом позволяла блокировать замок крышки во избежание ее произвольного открытия. Внутри горловины выводился один из концов специальной сифонной трубки. Последняя предназначалась для облегчения наполнения и опорожнения канистры.
Горловина и пробка. Фото Carryology.com
При емкости 20 л канистра фирмы «Мюллер» имела минимально возможные габариты. Ее высота составляла 47 см, а горизонтальное сечение имело размеры 34,5 х 16,5 см. В зависимости от используемого материала и технологических возможностей предприятия-изготовителя габариты конкретного изделия могли отличаться. Тем не менее, простота конструкции позволяла выпускать полноценные канистры даже в условиях дефицита качественных материалов.
Несмотря на свою простоту, новая канистра имела множество преимуществ перед существующими емкостями и другими конкурсантами. Особо отмечались следующие положительные качества. Характерная форма изделия, вписанная в параллелепипед, позволяла хранить пустые и наполненные канистры с максимально эффективным использованием имеющегося пространства. Скругленные углы снижали вероятность повреждения самой канистры и окружающих предметов. Минимальное количество швов сокращало вероятность течи. Три ручки обеспечивали удобство переноски: один человек мог нести канистру за центральную ручку, двое – за боковые. Кроме того, в одной руке можно было с большим удобством переносить сразу две пустые канистры. В верхней задней части корпуса канистры обязательно оставался воздух, что позволяло компенсировать изменения объема жидкости под воздействием температуры.
Ни одна из представленных на конкурс канистр не могла сравниться с разработкой команды В. Грюнфогеля. Уже в 1937 году новое изделие было запущено в серию и вскоре стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). Серийные канистры получали различную маркировку. На их боковых поверхностях выбивались разные надписи, в первую очередь объем (20L). Кроме того, предприятие могло ставить свое клеймо и наносить иную маркировку. Во избежание путаницы – например, чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры могли окрашиваться в разные цвета.
Канистры для разных жидкостей могли отличаться цветом. Фото Carryology.com
Вскоре после начала производства и использования новых канистр войска получили возможность проверить их в условиях реальной операции. Аншлюс и раздел Чехословакии состоялись в том числе и благодаря своевременному полноценному снабжению войск горюче-смазочными материалами.
В дальнейшем положительные качества новой канистры были подтверждены в ходе нападения на Польшу и других операций Вермахта во время Второй мировой войны. Примечательно, что до определенного времени немецкие военные не спешили оглашать факт существования новой канистры с простой, но удачной конструкцией. Только в 1939 году несколько таких изделий пропали с одного из немецких складов и достались американцам. С этим связана история про находчивость, погоню и неожиданный шпионаж.
За несколько месяцев до начала Второй мировой войны американский инженер Пол Плейсс построил автомобиль для автопробега Берлин-Калькутта. На пути его должен был сопровождать немецкий коллега. Уже в Берлине, незадолго до старта, путешественники заметили, что у них нет никаких емкостей для запаса воды на случай непредвиденных обстоятельств. Немецкий инженер имел доступ к одному из складов аэропорта Темпельхоф, чем и воспользовался. Участники автопробега «позаимствовали» со склада три канистры, что в результате позволило добраться до Индии.
Несмотря на большое количество канистр, имевшихся в аэропорту, пропажу заметили. Разразился скандал, в результате чего несколько немецких военных были вынуждены отправиться в Индию, чтобы найти похитителей. К этому времени Плейсс и его попутчик проехали более десятка стран и приближались к финишу. По некоторым данным, немецкий инженер успел рассказать американскому коллеге об основных особенностях украденных канистр и других аспектах нового секретного проекта.
Wehrmachtskanister и другие аналогичные емкости
Дальнейшая судьба немецкого инженера, как и его имя, доподлинно неизвестна. Тем не менее, известны дальнейшие действия П. Плейсса. Добравшись до Калькутты, он поставил машину на хранение и поехал в Филадельфию. Там он планировал связаться с военными, рассказать о новой немецкой разработке и, если надо, предоставить готовый образец. Однако путешествие в США было бесполезным: Плейсса просто проигнорировали. Американское командование даже не догадывалось, с какими проблемами войскам предстоит столкнуться всего через пару лет, и поэтому не проявило интереса к оригинальной канистре.
После этого П. Плейсс возвратился за своей машиной и канистрами, после чего отвез их в Нью-Йорк. Летом 1940 года немецкая Wehrmachtskanister была представлена командованию армии США, однако и на этот раз поездка не дала никаких результатов. Командование решило продолжать использование существующих 10-галлоновых (37,8 л) емкостей.
Тем не менее, канистра немецкой разработки обр. 1936 года все же была использована. Через несколько лет после завершения автопробега Плейсса американские инженеры изучили имеющиеся образцы и переосмыслили их конструкцию. Самые заметные изменения заключались в отказе от основного сварного шва корпуса в пользу прокатанного соединения. Кроме того, вместо оригинальной немецкой горловины и крышки использовалась крышка большого диаметра на резьбе. Такие канистры производились в течение некоторого времени, но в дальнейшем американские предприятия, исправляя выявленные недостатки, были вынуждены освоить производство более точных копий немецкой разработки.
Американский вариант канистры, ранняя версия.
Канистры Wehrmachtskanister вскоре после прибытия в США получили прозвище Jerry-can, образованное от жаргонного прозвища немцев. Это название до сих пор используется для обозначения оригинального изделия Грюнфогеля и разработок на его базе. Тем не менее, название «Джерри-кэн» применяется только в англоязычных странах. К примеру, на постсоветском пространстве такие емкости именуются просто канистрами, без уточнения их происхождения.
В 1940 году о существовании Jerry-can узнали военнослужащие Великобритании. Вскоре некоторое количество таких канистр попало на британские предприятия, где их изучили и попытались скопировать. Точное происхождение этих трофеев неизвестно. По одним данным, их удалось вывезти из Дюнкерка, по другим, англичане получили одну из канистр, использовавшихся П. Плейссом во время его автопробега.
Британские военные оказались дальновиднее своих американских коллег. Они постарались как можно быстрее скопировать трофейные канистры и начать их серийное производство. Известно, что в начале 1943 года британские войска, воевавшие в Северной Африке, получили несколько первых партий общим объемом порядка 2 млн канистр. Это позволило резко сократить использование имевшихся «флимси», не отличавшихся большой надежностью. Примерно через год после этого удалось развернуть производство Jerry-can на предприятиях стран Ближнего Востока.
Уже в ноябре 1944 года, всего через несколько месяцев после открытия второго фронта, польза от новых канистр была признана на самом верху. Президент США Ф.Д. Рузвельт заявил, что без новых канистр войска союзников не смогли бы воевать в Европе и наступать быстрее, чем Германия в 1940 году. Производство «Джерри-кэнов» велось самым активным образом. По разным оценкам, в начале мая 1945 года в Европе имелось до 20-21 миллионов таких канистр. К этому времени подобные «трофейные» емкости активно использовались во всех воюющих армиях.
В Советском Союзе канистры немецкого образца появились спустя некоторое время после начала поставок по ленд-лизу. Вместе с техникой и сырьем зарубежного производства наша страна получала различную вспомогательную продукцию, в том числе и емкости для топлива. Сначала США и Великобритания присылали в СССР канистры старого образца flimsy, однако позже начались поставки более современных изделий. При этом конкретный тип поставляемых канистр зависел от страны-изготовителя. Так, американские предприятия производили канистры с закручиваемой горловиной, а английские делали более точные копии базовой немецкой конструкции. К концу войны и США, и Великобритания поставляли почти одинаковые изделия, что было связано с перестройкой американского производства.
До определенного времени в Красной Армии и народном хозяйстве СССР использовались только импортные 20-литровые канистры. Тем не менее, со временем советские предприятия тоже скопировали удачную немецкую разработку. Согласно одним источникам, это произошло еще во время войны, по другим данным, вскоре после ее окончания.
В ходе Второй мировой войны канистры фирмы Müller наглядно показали свои преимущества перед иными емкостями для транспортировки жидкостей. Изделие Wehrmachtskanister и различные его модификации зарекомендовали себя как простое и надежное средство, пригодное для использования в различных целях. По этой причине с окончанием войны производство канистр не закончилось. Свой интерес к таким емкостям проявили не только военные, но и различные гражданские структуры и автолюбители. Все эксплуатанты автомобильной и иной техники с большим удовольствием отказались от устаревших неудобных канистр, перейдя на более практичные Jerry-can.
Производство 20-литровых канистр продолжается до сих пор. По мере развития материалов и технологий их конструкция постепенно меняется. Кроме того, несколько десятилетий назад появились пластиковые емкости для транспортировки различных жидкостей. Тем не менее, старая немецкая разработка и ее усовершенствованные версии до сих пор остаются одним из основных представителей своего класса. Далеко не все автомобилисты и представители других сфер спешат отказываться от старой, но не устаревшей канистры. Так одно из изобретений варварского и невероятно жестокого гитлеровского режима все же смогло принести пользу человечеству.
Рябов Кирилл
Комментарии (0)