На фотографиях Бориса Регистера, как в старинной предсвадебной английской поговорке «что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы». Калининград в этом смысле уникальный город. Только здесь запросто двое рабочих могут обедать на кирпичной стене в тени старого Кафедрального собора напротив могилы философа Иммануила Канта. Послевоенное время принесло этому краю сложные перемены. Переселенцы со всего бывшего Советского Союза заселили и начали обживать богатую историей землю когда-то Восточной Пруссии.
Человек с тонким восприятием не может этого не ощущить. В таких иррациональных местах есть что-то сновидческое. Наслоение прошлого и настоящего гипнотизируют своей осязаемостью.
«Орденские времена помнят цокот копыт рыцарских коней по мостовой, и звон первого колокола старой кирхи. Пришло новое время, нового человека, которое затмило это прошлое, заменило на свои лозунги, язык, культуру, традиции», — размышляет над одной из своих фотографий Борис Регистер.
Каждый его кадр – это история. История настоящего, без отрицания прошлого. Ему есть дело до всего. До старого живописного фонтана, в начале века созданного немецким скульптором. Когда-то фонтан украшал предместье Кёнигсбергского замка, но после был перенесён во двор университетской больницы. Руины красоты, буднично оставленные на задворках. Удручающий пейзаж посёлка Ушаково с развалинами замка времён крестоносцев и старой обветшалой кирхой.
Преданность чёрно-белой плёнке, старой фототехнике проявляет в его снимках то самое скрытое измерение. Сам фотограф называет этот момент – «Затмение времени». Так названа серия, над которой он работает уже более тридцати лет.
«Мне интересно анализировать, как мы уживаемся с остатками прежней культуры – принимаем её или нет».
Борис не по наслышке знает, как это – находить своё место в другой культуре. Фотограф родился и вырос в Ташкенте. Начал снимать в кино-фото кружке при школе. Окончил вуз по специальности учитель английского языка, но избрал для себя фотожурналистику. Работал фотографом на Ташкентском авиационном заводе и заводе «Алгоритм». После переезда в Калининградскую область в 1991 году продолжил снимать для местных и федеральных СМИ. Год переезда также можно считать годом рождения его многолетней серии. Сложно сказать – это Калининград проявил в нём эту исследовательскую страсть, или он своим чутким взглядом сумел «проявить» призраков прошлого в силуэтах старого города. Герои его снимков подобно персонажам Кафки всё устремляются в гору к мифическому замку, но дорога обрывается и водит их по кругу бытия.
Его влечёт история, которая стоит за каждым кадром, в каждой фотографии незримое соучастие. Так рождаются громкие социальные серии. Серия из инфекционной больницы, которая пугает достоверностью. Борис показал, в каких ужасных условиях содержатся пациенты. Был широкий общественный резонанс и в больнице сделали ремонт. Поражает его серия фотографий из полуразрушенной школы в Чехово Калининградской области, пронзительная надпись «Прости нас школа» на стене одного из классов. Фотография, по его мнению, должна созидать. Она также призвана честно рассказать о том, чем мы жили.
«Каждый день, в том числе и сегодняшний, составляет прошлое. Мы просто не оборачиваемся назад и не видим, что ещё один день канул в историю – это всё остаётся потомкам».
В 2016 году Борис Регистер получил престижную награду для фотографов в Австрии имени лауреата Нобелевской премии Альфреда Фрида. Премия вручается фотографам, которые исследуют в своём творчестве тему мирного сосуществования и гуманизма. Работы Бориса из серии «Затмение времени» вошли в призовую пятёрку. На конкурс было подано 3700 заявок из 127 стран Мира. Борис Регистер стал единственным финалистом от России.
Его сюжеты ненарочны и жизненны, потому что они и есть жизнь. Такая фотография всегда рядом, большой талант увидеть красоту в приевшейся обыденности. Борис признаётся, что готов часами выжидать, пока луч солнца упадёт в нужное место, а тень примет необходимую конфигурацию. В этом и состоит дар поймать тот самый пиковый момент происходящего, который от большинства ускользает. Борис преимущественно снимает в уже родном Калининградском крае, но серия его фотографий из старого Ташкента, работы снятые в Сан-Франциско впечатляют не меньше. С ним всё также его неизменный старая фотокамера 1987 года выпуска, рулонны чёрно-белой плёнки, порою самодельный монокль, который делает его снимки ещё более иррациональными.
Работы Бориса Регистера находятся в престижных галереях и музеях по всему миру, их приобретают для частных и музейных коллекций.
Комментарии (0)