Той самой, которую ей десятого ноября вручит CFDA
19 октября стало известно, что Зендея удостоится награды Fashion Icon по версии CFDA, Совета модных дизайнеров Америки. Той самой знаменитой серебряной скульптуры Эрнесто Товы, которую в разные годы получали Иман, Наоми Кэмпбелл, Сара Джессика Паркер, Си-Зи Гест, Рианна, Леди Гага и другие. Зендея станет самым молодым лауреатом этой премии, и на первый взгляд выбор актрисы кажется волне оправданным — ведь кроме нее нет ни одной знаменитости, чье каждое (каждое!) появление на публике сопровождается всеобщим экстазом.
Чтобы убедиться, достаточно вспомнить лишь некоторые образы из тех, в которых Зендея появлялась на многочисленных премьерах «Дюны» в рамках промо-тура фильма — все они были беспроигрышными. «Загадочное» кожаное платье Balmain, созданное гениальным Робером Мерсье, топ и юбка из дебютной коллекции Alaïa Питера Мюлье глубокого винного цвета, белоснежное макси Rick Owens (финальный лук показа осень-зима 2021), кастомизированное полупрозрачное Nensi Dojaka и серое трикотажное Loewe с золотыми «доспехами», в котором Зендея пришла на очередную премьеру всего через пару дней после того, как Джонатан Андерсон представил это платье в Париже. Все эти наряды не просто были удачными, они еще и резонировали со стилем Чани, героини Зендеи из «Дюны».
Зендея в Balmain, Nensi Dojaka и Alaïa, сентяюрь-октябрь 2021
Она выглядит безукоризненно во всем, что надевает. Она элегантна, невероятно красива и грациозна — как ожившая статуэтка, которая вышла на красную дорожку, чтобы мы все с замиранием сердца могли насладиться ее великолепием. Стилисту Зендеи Лоу Роучу с клиенткой очень повезло. Она — не просто свежее лицо в списке звезд первого эшелона. Она обладает такими данными, на которых все «безопасное» и хорошо скроенное зачастую выглядит даже лучше, чем на самих моделях.
Сегодня нам кажется, что так было всегда. Что Зендея буквально родилась с серебряной ложкой Tiffany & Co. во рту и что даже на школьные утренники ее укладывала Джен Аткин. Настолько велика сила хорошего стилиста — если на протяжении нескольких лет одевать свою клиентку в беспроигрышные наряды, создавать ей рафинированный образ, общественность может навсегда забыть о том, что в портфолио этой клиентки когда-то все же были модные faux pas. А ведь у Зендеи они действительно были.
Мятое платье Vivienne Westwood из плохо сочетающихся по цветам полосок, готичный макияж и стрижка пикси на «Грэмми-2015». Странный черно-белый костюм с анималистичным принтом Fausto Puglisi и накинутый на плечи жакет на 2015 Billboard Music Awards. Золотой тренчкот, золотые клеши и голубой бра на AMA 2014 и странного вида «армейский» комплект из топа-бандо и юбки-макси на премии R’n’B Awards в 2014-м. Вы, конечно, имеете полное право не помнить ни одного из вышеперечисленных образов. За Зендеей в те годы следили разве что поклонники диснеевских ромкомов — не было ни серьезных ролей, ни дружбы с большими брендами, ни романов с парнями сладкого Netflix-типажа. Только почти регулярное пребывание в списке самых плохо одетых знаменитостей.
Зендея на красных дорожках, 2014-2015 годы
После детального изучения давно забытых выходов Зендеи возникает вопрос: может ли человек, чей имидж долго и скрупулезно собирался стилистом, как замок из лего, считаться настоящей иконой моды? Им же задавался в 2011 году американский Forbes, когда CFDA присудили статус Fashion Icon of the Year Леди Гаге. Тогда колумнист издания Блю Карреон вопрошал: «Заслуживает ли Леди Гага такой чести — быть в одной компании с Си-Зи Гест? Есть ли у нее сила продавать моду — такая же, как у Кейт Мосс?» Уже в постановке этих вопросов между строк читался отрицательный ответ. Карреон подкрепил свою аргументацию фотографией, на которой Леди гуляет по Нью-Йорку с белой Birkin. Вывод звучал примерно так: «Без всех своих гимнов Born This Way Леди Гага ничем не отличается от всех остальных женщин. У нее мейнстримные вкусы. И она так же как все не может устоять перед соблазном купить себе сумку Hermès».
Сегодня мы имеем полное право поспорить с этими выводами. За следующие десять лет Леди Гага не раз доказывала, что она — больше, чем просто очередное поп-культурное явление с претензией на моду, которое пытается выделиться из серой массы платьем из мяса. Так что большинство аргументов автора Forbes кажутся субъективными, но в одном он был прав. Великая икона моды не может просто хорошо (или эпатажно) одеваться. Великая икона моды — это отражение времени. Грейс Келли — той эпохи, когда женщины были неприкасаемыми божествами. Твигги — квинтэссенцией яркой молодежи. Кэролин Биссет-Кеннеди — минимализма 1990-х. А Мишель Обама — символом демократизации моды. Но есть еще один способ определить, подходит ли той или иной знаменитости статус иконы. И для него даже не надо вдаваться в социальный посыл, который ее образы транслируют. Достаточно просто подумать над тем, есть ли у этой «иконы» почерк. У актрисы Си-Зи Гест, которая получила награду в 2002-м, он есть. Есть и у Рианны (лауреата премии 2014 года), и даже у Леди Гаги. Есть ли он у Зендеи? Определенно нет. Хотите проверить? Зайдите в масс-маркет и найдите что-то «в стиле Зендеи». Что это будет? Бежевые лодочки?
Зендея в Vivienne Westwood, октябрь 2021
Вспоминается знаменитая ода стилю Чарльза Буковски. Та самая, которая в середине нулевых почему-то стала виральной, а потом и попсовой. Но мейнстримность не убавляет ее злободневности, потому что мы, кажется, начали забывать, что такое настоящий стиль. По мнению Буковки, — «Это разница, свой взгляд, способ вести себя именно так». Есть ли у Зендеи эта «разница» и «свой взгляд»? Ведь в отрыве от своих официальных образов в повседневной жизни она выглядит точно так же, как среднестатистическая девочка-инфлюенсер. Может ли стиль вообще быть у человека, которого всегда и везде одевает стилист? И может ли вообще Лоу Роуч называться стилистом? Или все-таки гораздо уместнее будет назвать его тяжеловесным словом имиджмейкер? Ведь то, что он создает — это именно имидж, но точно не стиль.
Вышесказанное очень просто поставить под сомнение — ведь Зендее вручают награду «Икона моды», а не стиля. И взятки как бы гладки — только за последний месяц Зендея такое количество раз появлялась на публике в нарядах из новых коллекций, что ее связь с миром моды станет очевидна кому угодно. Но почему тогда именно Зендея получает эту награду? Почему не Кендалл Дженнер, Дуа Липа или Айрис Лоу? Ведь у них тоже есть имиджмейкеры, и они тоже надевают на своих клиенток все новое и модное — иногда даже новее и моднее, чем то, в чем выходит Зендея. Но Зендея, в отличие от Кендалл и Айрис, — безопасный выбор, который никто в здравом уме не возьмется оспаривать. Она не имеет никакого отношения к термину «непотизм» и никогда никого в отличие от Кендалл в своих интервью не обижала. К тому же Зендея — не просто красивая и «модная», она еще и хорошая актриса с хорошими проектами (вроде драматичных «Эйфории» и «Малькольма и Мари») и хорошей репутацией. В общем, редкий бриллиант. И не поп-культурный, а, если хотите, «интеллектуальный». Кино — это вам не в стритстайле светиться и не романтичные песни на i-Heart Radio петь. Кино — та сфера, которую уважают все. Поэтому да, Зендея действительно достойна награды. Просто не этой.
Ведь даже несмотря на то, что «мода» и «стиль» — понятия разные, они не отделимы друг от друга в контексте награды Fashion Icon of the Year. Статус иконы моды как бы включает в себя статус иконы стиля, потому что человек, который становится лауреатом этой премии, должен транслировать уникальность по всем фронтам. Не только уметь красиво встать в платье Balmain на пресс-волле, но и в соседнюю кофейню по утрам ходить так, как не сможет больше никто. Кейт Мосс так умеет. Наоми Кэмпбелл — тоже. А вот Зендея за пределами светских мероприятий — всего лишь милый хорошо одетый американский подросток. В брючках со стрелками и новых кедах Vans. Разве же это iconic?
Зендея и Джейкоб Элорди, 2020
published on
Комментарии (0)