«Место встречи изменить нельзя» – подлинный шедевр киноискусства, один из самых популярных фильмов за всю историю отечественного кинематографа. Поиск в нем каких-то нестыковок и спорностей может кому-то показаться делом неблагодарным и неблагородным, но, с другой стороны, – почему бы и нет. Ведь кино такого уровня, наверное, призвано в том числе развивать у зрителя критичность и пытливость ума.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Главная, условно говоря, претензия к фильму состоит, конечно, в том, что члены банды «Черная кошка» повелись на спектакль, разыгранный милиционером Шараповым и попались в расставленные на них сети. Все прекрасно помнят эту сюжетную канву: в заключительной, пятой серии молодой правоохранитель остался без прикрытия коллег и оказался в логове жестокой банде. Шарапов наплел им с три короба и сподвиг на отчаянный шаг – попытку вызволить из тюрьмы их подельника Фокса. В результате криминальный послевоенный элемент свое существование благополучно прекратил.
Неправдоподобность этого сценарного хода сочится из всех щелей. Нет сомнений, что в реальности такие матерые волки как Карп и ко практически бы сразу и безусловно вывели Шарапова на чистую воду. Во-первых, Владимир то и дело выдавал слова, которые используют милиционеры: «опергруппа», «очная ставка», «конфискация» и ряд других. Профессиональный лексикон, который выдает его носителя с головой.
Наряду с вербальной стороной вопроса, есть еще и невербальная: язык жестов, мимики и поз зачастую говорит о человеке гораздо больше, чем его слова. Профессоры «криминальных наук», в общество которых попал Шарапов, считывают милиционеров на раз-два, они их нутром чуют, и это не фигура речи. Это, кстати, работает в обе стороны. Бывалые стражи порядка в зависимости от специфики своей деятельности могут с очень высокой долей вероятности определить условно говоря в толпе, скажем, зека со стажем или вора-карманника.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Подозрения бы полностью подтвердились, когда бандиты, знатоки жизни в неволе, устроили бы Шарапову пристрастный опрос по теме тюремной жизни, о которой, якобы он знал не понаслышке, а также по матчасти ремесла водителя, которым, он, дескать, работал, и, соответственно, ремесла механика (в банде был настоящий водитель, он-то прекрасно бы разобрался, обладает ли гость тем опытом, который себе приписывает, в том числе, по части ремонта автотранспорта как части водительской профессии). Не проколоться на каких-то деталях, что бы выдало в нем самозванца, он просто бы не мог.
В качестве контраргумента может послужить то обстоятельство, что Шарапов по книге «Эра милосердия» на основе которой сняли фильм «Место встречи изменить нельзя», был совершенно другим, нежели чем его исполнил актер Конкин. Это был не в чем-то мягкий, постоянно рефлексирующий парень с замашками интеллигента и утонченными чертами лица, как говорухинский Шарапов, а матерый разведчик, грубоватый, резкий и жесткий, прошедший всю войну, командующий на войне штрафной ротой и имевший дело на фронте и с уголовниками, и с урками и бог знает с кем еще. Он прекрасно знал, что это были за люди, мог успешной войти в образ и отсюда шансы, что члены банды ему бы поверили, были гораздо больше. Но киношный Шарапов все-таки совсем другой, и мы разбираем именно фильм, а кивать на то, каким он был в книге, в данном контексте вряд ли уместно.
Особняком стоит мотивация Карпа и его компании в спасении Фокса. Она – мотивация эта – выглядит здесь притянутой за оба уха. Во-первых, герой актера Александра Белявского попал к правоохранителям по своей же глупости. И в этой ситуации он еще и посмел шантажировать подельников: мол, если не спасете, – всех сдам. Услышав такое от Шарапова, с вероятностью, вплотную приближающуюся к ста процентам, бандиты отреагировали бы одним из двух способов: либо вообще бы не поверили в то, что Фокс способен на такую наглость, учитывая к тому же, что обещание всех сдать со стороны человека, который сам и накосячил, легко могло стоить ему жизни, чего и сам Фокс, между прочим, тоже не мог не понимать; либо, если бы поверили, то удивившись опять-таки такой наглости, полностью бы забили на него «болт» и запланировали бы что угодно, но только не его спасение.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Члены «Черной кошки» прекрасно осознавали, что после своих криминальных похождений уже и без того не просто находились на лезвии бритвы, а практически болтались над пропастью, и эта сверхрисковая операция по спасению Фокса при любом рассмотрении для них была уже точно сродни самоубийству. Она была таковой и сама по себе, даже без скидок на то, о чем было сказано выше – кто и как их к ней подвел. Ведь если бы даже им удалось вызволить дружка, перестреляв милиционеров, и уйти, то можно себе представить реакцию московской милиции и лично народного комиссара внутренних дел, генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Павловича Берии. Члены банды эту возможную реакцию тоже прекрасно понимали. Вся Москва была бы вывернута наизнанку и поставлена в известную позу, и жить бы этим ребятам осталось совсем немного.
Еще один момент – разве бандиты могли бы поверить, что в камеру к особому опасному преступнику Фоксу могли посадить мелкую сошку, которой прикинулся перед ними Шарапов? А если бы даже и посадили, стал бы Фокс перед ней так откровенничать, прекрасно понимая, что крайне велик шанс, что это подсадная утка? Двойная неправдоподобность, которая только бы укрепила «чернокошковцев» во мнении, что этот смазливый усатый паренек ломает перед ними комедию.
Таким образом, максимум времени, в течение которого Шарапов пытался убедить злодеев в своей легенде – это минут 20. По их истечении вердикт бандитов был бы однозначен. И участь Владимира была бы весьма незавидной.
Комментарии (0)