Обряд воздушного погребения
В практике большинства народов самым распространенным способом погребения умерших остаются захоронение в землю или кремация. Однако фантазия человечества настолько неисчерпаема, что этими двумя вариантами решение вечного вопроса «что делать с покойниками» не исчерпывается. Порой от тел родных, близких или просто соплеменников и вовсе решали не избавляться, предпочитая тем или иным способом их сохранять, например, через мумификацию. Но в абсолютном большинстве случаев останки все же тем или иным образом утилизировали, и третьим способом это сделать (после захоронения в землю и кремации) стало так называемое воздушное погребение.
Например, предки современных грузин закапывали в землю лишь мертвых женщин, а мужчин завертывали в шкуры и подвешивали на деревья. У некоторых племен североамериканских индейцев покойников размещали на специальном помосте, укрепленном на дереве, или просто на установленной на шестах платформе, под которой складывали необходимые усопшему в загробном мире дары. Особенную популярность воздушное погребение получило у азиатских народов, причем обряд был распространен во всем регионе, от Дальнего Востока до Юго-Восточной Азии.
Традиции народа бо
На юго-западе современного Китая, на территории нынешней провинции Юньнань, на протяжении тысячелетий обитал древний народ бо. Согласно его нравам, усопшего помещали в гроб, выдолбленный из куска цельной древесины. Затем его подвешивали на высоту до 100—200 метров, закрепляя их на отвесной скале. Как осуществлялась процедура — отдельный вопрос, ведь подъем столь тяжелого объекта и его дальнейшая фиксация являлись непростыми инженерными операциями. Еще одна проблема, над которой дискутируют ученые, это выяснение мотивов народа, почему они использовали именно такой обряд.
Считается, что представителями бо двигали два обстоятельства, по отдельности или в совокупности. Во-первых, скорее всего, они считали горы, среди которых проживали, промежуточным звеном между землей и небом, этим миром и загробным. Во-вторых, это могло быть способом уберечь своих покойников от надругательства как со стороны животных, так и людей. Последний фактор был на самом деле актуальным, ведь бо враждовали с империей Мин, и в конце концов весь народ сгинул в войнах с ней. Такой трагический конец одновременно обусловил и тот факт, что в рассуждениях о бо ученые вынуждены оперировать категориями предположения.
На севере Филиппин
Современные китайцы практику воздушных погребений отрицают, более того, считают ее приносящей несчастья. Однако регионы, в которых такая традиция сохранилась, еще остались. Правда, для того, чтобы ее наблюдать, придется отправиться на север филиппинского острова Лусон. Лусон — крупнейший из островов страны. Именно здесь находятся и самые крупные мегаполисы Филиппин, включая столичную Манилу. Чтобы добраться из нее до точки назначения, скорее всего, понадобится весь день. В лучшем случае дорога займет 9—12 часов, а в случае форс-мажора — например, частых после проливных дождей наводнений, заканчивающихся размытыми дорогами и поврежденными мостами, — это время может еще больше растянуться.
Цель — Бонток, столица Горной провинции Лусона, занимающая центр северной части острова. Здесь живут три народа, которые вместе называются игоротами. У одного из них, канканаев, как раз и сохранилась традиция весьма своеобразно расставаться со своими покойниками.
Своеобразие канканаев
Итак, представители данной народности придумали делать гробы из цельного ствола дерева, которые затем подвешивали к скалам, а их в округе имеется в избытке. Предпочтителен был такой их участок, где над стволом-гробом скала бы нависала и защищала таким образом захоронения от осадков. В последние десятилетия местные жители уже используют и более привычные современные гробы, сделанные из досок. После смерти тело человека наряжают в традиционную одежду, а затем родственники несут его на плечах к месту упокоения, где главной задачей становится помещение останков в гроб. Причем правильным считается положение тела внутри в позиции эмбриона. По верованиям канканаев, как человек приходит в этот мир, так и должен из него уйти.
Любопытно, что такая сложная практика применяется не ко всем подряд жителям Сагады или его окрестностей. В основном там живут христиане с вполне обычными способами захоронений. Однако для самых уважаемых старейшин тех населенных пунктов, где по-прежнему, например, католицизм синкретически объединяется с языческими верованиями, используется именно это древнее воздушное погребение. Интересно, что двигают канканаями ровно те же мотивы, что и народом бо: желание сократить путь усопших в мир небесный и защитить их от надругательства в мире земном.
Пещерные кладбища
Еще одной особенностью данной местности является использование и другой версии данного обряда, когда гробы помещают на скальную стену, но не на открытом воздухе, а в пещере (в частности, в пещере Лумианг, куда тоже водят экскурсии), которая обеспечивает естественную защиту от дождей. Впрочем, формально в таком случае данное захоронение уже считается подземным.
Совсем недавно, в начале декабря, Сагада после долгого перерыва, связанного с пандемийными ограничениями, вновь открылась для туристов. Правда, их доступ обставлен драконовскими ограничениями (например, требованием одновременно сертификата о вакцинации и актуального ПЦР-теста, а также обязательной ночевки в городе), но все же можно предполагать, что туристы вновь потянутся в привлекательный для них регион. По крайней мере, для Сагады, семьдесят процентов экономики которого составляют доходы от обслуживания приезжих, это может стать долгожданным возвращением к прежней жизни.
Комментарии (0)