Страсть к фотографии проявилась у юного Сергея в детстве. Точнее, в начале мальчик, очарованный книгами о дальних странах и удивительных животных, мечтал отправиться из родного Златоуста за несколько морей, чтобы снимать телефильмы об экзотической природе. Мама Сергея сказала, что если чем-то заниматься, то нужно делать это всерьёз и привела сына в студию «Пламя», где преподавал Владимир Галынкин. Именно он предложил Сергею попробовать для начала фотографию.
Впрочем, наставником Галынкин оказался неординарным, начал он с самых непривлекательных для детей и подростков вещей – изучения химических реактивов и чистки картошки. Это привело к тому, что за месяц число учеников сократилось в четыре раза – с двадцати до пяти. Тогда удовлетворённый Галынкин и сказал, что все лишние ушли и теперь можно всерьёз приступать к учёбе. Сергей погрузился в удивительный мир плёночной фотографии с мимолётной съёмкой, скучной проявкой и чудесной печатью, когда на белой фотобумаге проступало изображение. Впоследствии, даже когда плёнка окончательно уступила цифре, Коляскин с теплом вспоминал годы учёбы.
Он принялся жадно снимать, пытаясь охватить взглядом объектива окружающую действительность во всей её пронзительной полноте. Сначала Сергей ходил по улочкам родного Златоуста, а в дальнейшем стал путешествовать по России. После и вовсе приноровился автостопом выезжать за пределы страны, добираясь до Средней Азии. Наконец, когда к Коляскину пришла первая известность и его стали включать в различные стипендиальные программы, он расширил географию своих снимков до удалённых Индии, Великобритании, Кубы.
Но что привлекает зрителей и высокое жюри в работах Сергея Коляскина? Его талант замечать сюжеты там, где их, казалось бы, просто нет. Его камера преображает до произведения искусства играющих во дворе детей, геометрию тени на стене дома, удивительные цветовые сочетания, безлюдные пейзажи, лица встреченных людей… Благодаря этому, работы мастера, неизменно радующие глаз, так часто непохожи между собой. И однако же в таких разных по духу, темпу жизни и атмосфере Москве, Варанаси и Лондоне Коляскин находит неуловимую общность примет человеческого бытия.
При этом сами снимки могут навевать равно чувства беззаботности и тревоги, заставлять попеременно грустить и улыбаться. В них ощущается глубоко личное отношение, чувство сопричастности фотографа объекту съёмки, трогательная влюблённость в каждую частичку мира. Даже если речь идёт о бездомном, набирающем воду из фонтанчика в виде писающего мальчика. В интервью Сергей Коляскин замечает:
«Как двигается большинство фотографов, вышедших из фотошколы и просто взявших в руки камеру? Они начинают снимать на автомате и получается, что зачастую больше производит камера, а не человек. Камеры стали очень доступными... Эта простота приводит к тому, что люди снимают без обдумывания кадра. Получается, они себя не вкладывают в то изображение, которое снимают. А в хорошую фотографию ты должен вкладываться. Фотография — это не изображение кого-то, а изображение себя зачастую. Через призму реального мира ты показываешь себя. То, о чем ты думаешь, то, что ты чувствуешь сейчас».
Вероятно, именно поэтому Сергею Коляскину так легко даются самые разные и сложные жанры. Фотограф умеет мастерски и изобретательно снимать портреты («Садху», «Глаза Кубы», «Династия»). Ему подвластны самые разные пейзажи: от сказочных до строгих и даже сюрреалистических («Морской пейзаж с тысячью птиц», «Фотографика леса», «Черно-белые линии снега»). Не откажешь мастеру и в умении использовать незначительные детали, переворачивающие изображение буквально с ног на голову («Красный шарик», «Фонарь вместо Солнца», «Дворовый Санкт-Петербург»).
Отдельного внимания достойны и цветовые акценты в работах Сергея Коляскина («Тени города на желто-зеленой стене», «Старик на ступеньках»); любимый мастером красный цвет особенно ярко заполняет пространство на снимке «Марш краснознаменного 79-го полка», где советскому знамени вторит красный сигнал светофора.
Но, пожалуй, наиболее любимым жанром Сергея Коляскина остаётся уличная фотография. Умение мгновенно реагировать по заветам Картье-Брессона смешивается с талантом выжидать кадр и даёт в совокупности блестящий результат. Часто работы фотографа не просто подмечают интересную ситуацию («Время чистоты», «Человек и кошка», «Иваново детство»), но пронизаны символизмом, они афористичны, наполнены аллюзиями и подтекстами («Философия свободы», «Он следит за тобой», «Человек и его Жизнь»).
Классиков просто ценить и понимать, ведь они давно забронзовели, а искусствоведы объяснили публике за что именно их стоит любить. Но почему мы так часто не обращаем внимания на поразительно одарённых творцов, живущих рядом с нами? Исправим эту чудовищную несправедливость, взглянув на снимки Сергея Коляскина – они этого заслуживают.
Автор: Дмитрий Николов
Комментарии (0)