Сайт для всей семьи. Интересные статьи, полезные советы и свежие новости о различных сферах жизни: от психологии до кулинарии, от социальных проблем до личных взаимоотношений.

Поведение спасателя: когда помощь другим наносит вред

Иллюстративное фото: pexels.com

Есть люди, которые так и стремятся причинить всем добро: они дают непрошеные советы и навязывают свою помощь. В психологии такое поведение называют синдромом «спасателя». Чем оно опасно и как быть, если «спасатель» — это вы?

Чтобы отказаться от роли жертвы, необходимо перестать спасать. Каков главный признак того, что вы оказались в позиции жертвы – вы не чувствуете, что ваша жизнь находится в ваших руках.

«То есть, вами владеют обстоятельства, или другие люди, а ваше собственное мнение не является определяющим в вашей жизни», — пишет психолог Владимир Решетников в своем Instagram-блоге.

А кто такой спасатель – это человек, который решает проблемы другого за него самого. Чем похожи спасатель и жертва: ни тот, ни другой не берут на себя ответственность за свою жизнь.

Спасатель – по причине того, что занят жизнью того, кого он спасает, а жертва – по причине того, что перекладывает ответственность на спасателя. То есть, каждый спасатель, рано или поздно, станет жертвой.

Какое поведение можно назвать поведением спасателя:

  • Вы делаете то, что на самом деле не хотели бы делать.
  • Вы говорите «да», когда чувствуете «нет».
  • Вы делаете что-то за другого человека, понимая, что он мог бы сделать это и сам.
  • Вы не просто удовлетворяете потребности других, вы их предвосхищаете.
  • Вы можете выполнить всю работу за человека, несмотря на то, что он лишь немного попросил вас помочь.
  • Вы помогаете другим людям без их просьбы по этому поводу.
  • Вы всегда отдаете больше, чем получаете.
  • Вы думаете и додумываете за других людей.
  • Вы всегда стараетесь привести в порядок чувства других людей.
  • Вы говорите за других людей.
  • Вы стыдитесь за других людей.
  • Вы решаете проблемы других людей за них.
  • Вы страдаете от неадекватных поступков других людей вместо них.
  • Вы всегда вкладываете в общее дело больше своих ресурсов, чем другой человек.
  • Вы не умеете просить о том, в чем нуждаетесь.
  • Вы делаете в отношении других людей то, чего хотели бы получать сами, но не просите о том, чего хотите получить.

«Все эти пути ведут к одному — ощущению себя в роли жертвы. Почему так? Потому что спасательством и опекунством мы забираем у людей ответственность: и за успехи, и за неудачи.

В итоге мы почти никогда не услышим даже обычного «спасибо» в свой адрес, а если спасаемый потерпит неудачу, то весь свой гнев и вину он, конечно же, обрушит на нас», — говорит эксперт.

Как быть полезным другим, не выбирая роль спасателя?

  • Дайте другому человеку прожить его эмоции. Только так он сможет получить опыт и переварить его.
  • Избегайте обещающих формулировок: «Все будет хорошо!», «Все наладится!», «Я всегда буду рядом!».
  • Дождитесь просьбы. В крайнем случае спросите, что вы можете сделать, но не берите инициативу в свои руки. Исключение составляют ситуации утраты или психические расстройства (депрессия), когда человек не в силах нести ответственность за себя.
  • Помогите составить план действий. Дальше вы можете предложить свое участие, но не выполнение задач вместо другого.
  • И конечно, анализируйте свои действия, чтобы проверить, на какой вы стороне: спасателя или спасаемого.
  • published on zachashkoj.ru according to the materials www.nur.kz

    ©NUR.KZ


    Источник: Поведение спасателя: когда помощь другим наносит вред
    Автор:
    Теги: психология вред поведение помощь спасатель Instagram

    Комментарии (0)

    Сортировка: Рейтинг | Дата
    Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
    Написать комментарий:
    Напишите ответ :

    Выберете причину обращения:

    Выберите действие

    Укажите ваш емейл:

    Укажите емейл

    Такого емейла у нас нет.

    Проверьте ваш емейл:

    Укажите емейл

    Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

    Ваши данные удалены

    Просим прощения за доставленные неудобства