Хотя громкий скандал с «нетрадиционной» рекламой уже изрядно забылся, само фото, наверное, всё ещё узнаваемо. И если бы проводился конкурс историй, картин, фильмов и снимков «круто меняющих жизнь», это изображение оказалось бы в числе его фаворитов.
Хотя бы потому, что жизнь
четырёх его героинь поменялась вынужденно и радикально: им пришлось покинуть
нетолерантную Россию. Но речь не только о них. Заказчик и невольный «антигерой» этой рекламы, сеть магазинов «Вкусвилл» теперь… фактически уходит из рыночной ниши, которую сама же и создала.
В своё время идея магазинов «здорового» выросла из маленького ларька, где торговали свежей молочной продукцией. Назывался он «Избёнка», а дело было в 2009 году. В дальнейшем киоски и магазинчики этого бренда «выросли» до
15–20 кв. м, и к началу 2010 года сеть из
31 точки вышла на самоокупаемость. Но у выбранного формата —
shop-in-shop, по соседству с продавцами мясной и овощной продукции, — быстро наступил предел роста. Поэтому два года спустя почти одновременно открылись первые четыре магазина под новым брендом «Вкусвилл», в которых сначала продавалась продукция только под собственной торговой маркой. Впрочем, и сих пор товары под собственным брендом занимают более
90% ассортимента ритейлера. Но сегодня он управляет около
1,3 тыс. розничными точками и
80 дарксторами. Выручка по МСФО –
114,3 млрд руб.
Но теперь этому приходит
конец.
Скандал ли повлиял, из-за чего активисты «здоровой жизни» пытались объявить бойкот магазинам «здорового питания», пандемия ли подтолкнула, либо просто озарение снизошло, но теперь так привычных городским
хипстерам «Вкусвиллов» больше не будет. А со временем их начнёт становиться только меньше.
Основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко принял решение уходить…
В онлайн.
Потому что, по мнению
отца-основателя, супермаркет — формат прошлого. И теперь «Вкусвилл» будет открывать новые магазины только в регионах и только по
одной-две точки, а нерентабельные, напротив, будет выводить из эксплуатации. При этом будет увеличивать число дарксторов – специальных складов, где курьеры будут собирать онлайн-заказы.
В будущем ритейлер хочет закреплять курьеров за определёнными домами: «Это и есть
нормальный сервис, когда курьер — человек, которого ты знаешь, по аналогии с продавцами в магазине, куда заходил каждый день». Впрочем, учитывая высокую текучку кадров в рознице, даже в «магазине у дома» продавцы могут меняться по несколько раз в год. Курьеры, очевидно, тоже не станут работать годами…
Вообще говоря «Вкусвилл» держался на двух опорах: имидже магазина, где продукты подороже, но зато всегда свежие. И на особой атмосфере в торговых точках, где акцент делался именно на здоровом питании, чему был посвящён каждый элемент оформления и даже манеры продавцов. Туда многим было просто приятно зайти по дороге с работы.
Есть риск, что интернет всё это
обезличит. И тогда… «Вкусвилл» выживет ли?
Или просто сам основатель захотел таким способом выйти из бизнеса, получив
отступные через проведение IPO?
Комментарии (0)