Об образе жизни, «бабьем угле» и печках
Быт нашего современника разительно отличается от быта среднестатистического крестьянина XIX века, который то и дело вынужден был подстраиваться под природу. Так, например, из-за банального отсутствия электричества жителям деревень приходилось ложиться спать едва ли не сразу после заката.
Спали крестьяне при этом где угодно: из-за того, что кровати в деревнях появились лишь в XX веке, за спальное место для удалого деревенского парня или красной девицы могли сойти и сеновал, и телега, и даже обычный сундук. В самом теплом же месте избы — на печи — спали обычно старики и дети.
Печь, к слову, считалась спасением для всей семьи. Для того чтобы сложить печь-кормилицу, которая и грела, и кормила, и лечила, крестьяне не скупились на деньги и старались приглашать исключительно признанных мастеров.
Во многих семьях печку любили практически как члена семьи: ее украшали цветами, колосьями и листьями, раскрашивали красками. Печи использовали даже для стирки: хозяйки складывали белье в специальный горшок с водой, сыпали туда вместо порошка золу и ставили в печь. После такой процедуры белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.
Рядом с печью часто располагался «бабий угол», или «бабий кут», в котором находилась домашняя утварь и лавка с посудой. В это сакральное место старались не заходить мужчины.
Во время сватовства невеста обычно пряталась за кутной занавеской, откуда выходила к жениху и его родственникам в нарядных одеждах. За эту же занавеску женщину помещали и при родах, и для кормления уже новорожденного младенца.
О сватовстве и свадьбах
© Тихий Дон / Киностудия имени М. Горького
По достижении 16-летнего возраста девушка из крестьянской семьи становилась по-настоящему взрослой и готовой к замужеству. Родственники девицы на выданье назначали день смотрин, созывали родню потенциального жениха и выводили к ним дочь, наряженную в свою лучшую одежду. Будущий свекор задавал девушке несколько вопросов и, если она отвечала на все правильно, целовал сноху в обе щеки. Лишь после этого к невесте подходил и сам жених — зачастую в этот момент парень видел девушку впервые.
Некрасивые невесты приводили на смотрины симпатичных подруг вместо себя. Обман раскрывался только после венчания, и тогда у мужа было 2 пути: принять жену «как есть» или отдать ее на постриг в монастырь.
Свадьба, 1913 год.
Часто потенциальные невесты прибегали и к своеобразным лайфхакам, которые позволяли обойтись без совсем уж радикальных мер на пути к замужеству. Чтобы жидкие волосы выглядели презентабельнее, красавицы вплетали в косы конские волосы и тканевые ленты. А чтобы шевелюра росла быстрее, девушки использовали «магические средства»: бегали под дождем с непокрытой головой и спали с веревками под подушкой.
© В. М. Максимов / Сборы на гулянье / Wikimedia Commons
По-настоящему подготовленной к замужеству девушкой считалась только та особа, которая за время своего девичества усвоила все обязанности замужней женщины: она должна была уметь готовить, прясть, шить и вышивать.
О праздниках и делах повседневных
«Праздники в то время отмечали по-иному. К празднику готовились. Что-то новенькое одеть разрешат только в праздник. Тогда пекли ватрушки, варили суп (мяса было мало, только по праздникам варили мясной суп). Начинали собирать стол, стелили чистую скатерть, на стол ставили все угощения и сваренный квас. Вся семья садилась за стол. Отец играл в гармонь-однорядку, пели песни, иногда плясали. Большие праздники отмечали всем селом. Народ шел в село со всех сторон. Звонили колокола в церкви, на утренней заре было слышно далеко».
В будние дни крестьяне питались гораздо скуднее. «Пища крестьян состоит из хлеба, огородных овощей, молока, мяса, грибов и ягод. Вот реестр крестьянской стряпухи: щи, картофельная похлебка, каша, молоко, блины, лепешки, кисель, горох, жареный картофель, жареные и вареные грибы», — так рассказывал о рационе крестьян В. А. Преображенский в своем «Описании Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении».
© В. М. Максимов / Бабушкины сказки / Wikimedia Commons
В баню люди ходили раз в неделю, во все же остальное время гигиену крестьяне блюсти особенно не стремились: после посещения уборной земледелец пользовался обычно растущим у дома лопушком или пучком соломы. Туалетной бумаги тогда еще не существовало: первые ее аналоги — пипифаксы — появились лишь в середине XIX века.
О женской гигиене
Во многих местах Российской империи совсем еще юным девочкам было запрещено носить красную одежду. Все дело в том, что красный цвет на Руси ассоциировался именно со способностью к деторождению и указывал на достижение девушкой фертильного возраста.
Впрочем, порой «правило красной одежды» затрагивало и мальчиков: часто их суеверные бабушки были категорически против ношения внуками красных штанишек и рубашек.
Первый выход девочки в красной одежде был настоящим событием: часто женщины деревни одаривали юную особу угощениями и красными бусами. Мать же чаще всего оставалась от происходящего в стороне: обязанность рассказать секреты гигиены лежала не на ней, а на крестной девушки.
Для защиты одежды в критические дни девушкам приходилось пользоваться специальным пояском, при помощи которого они прикрепляли к ноге старую рубашку или полотенце. Все эти предметы гигиены были многоразовыми и их старались прятать от чужих глаз.
Комментарии (0)