Курфюрст-коллекционер
Август II Сильный, может, и обладал физической мощью, но не сильным характером. Курфюрст саксонский и король польский, союзник Петра Великого в Северной войне, он постепенно попал в полную зависимость от России и Пруссии, довёл Речь Посполитую до междоусобных войн и кровавых беспорядков, а Саксонию — до тяжких экономических нужд. В молодости отчаянно нуждавшийся в деньгах, Август собирал в Дрездене алхимиков со всей Европы, требуя, чтобы они научились создавать в своих лабораториях золото. Разумеется, все попытки были тщетны. Зато самые успешные экспериментаторы Иоганн Бётггер и Эренфирд Чирнхаус в конце концов сумели получить формулу фарфора, который до того в Европе делать не умели. С этого момента, как считается, и началась любовь Августа к прекрасному. Курфюрст создал собственную галерею и занялся покупкой произведений искусства. Деньги на них он брал из карманов польских налогоплательщиков.
Август III. Источник: Wikimedia Commons
Страсть перешла от отца к сыну. В 1733 году на трон взошёл Август III, при котором скупка произведений искусства достигла гигантских размахов. Коллекция галереи старых мастеров (так в Европе в 18-м веке именовали художников и скульпторов эпохи Возрождения) росла не по дням, а по часам. За её пополнение отвечал Франческо Альгаротти, итальянский писатель и путешественник, объявивший себя тонким знатоком искусств, но, судя по всему, сильно преувеличивший свои познания. Август, доверивший управление государством своему советнику графу Брюлю (мздоимцу и казнокраду), всю свою жизнь посвятил коллекции. В собирании картин и скульптур он преуспел, а вот Польшу с Саксонией довёл до полной нищеты и разорения.
Мадонна
Вермеер, ван Эйк, Тициан, Дюрер, Рубенс — вот далеко не полный список художников, чьи картины были куплены Августом. Сюда же попали и «Портрет мальчика» Пинтуриккио, и «Блудный сын» Рембрандта. Дрезден стали называть Флоренцией-на-Эльбе, а Август всё не мог остановиться и хотел ещё и ещё… Жемчужиной коллекции стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, которого сам курфюрст считал «королём среди художников» и чьи творения страстно хотел заполучить.
Над «Сикстинской Мадонной» Рафаэль работал больше года. Огромное полотно, в центре которого находится Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, было заказано художнику папой Юлием II. Понтифик не собирался держать картину в Ватикане, он хотел передать её монастырю Сан-Систо в Пьяченце. Почему именно туда? Во-первых, Пьяченца как раз вошла в состав Папской области, во-вторых, святой Сикст, чьё имя носил монастырь, считался святым покровителем семьи делла Ровере, к которой принадлежал понтифик.
«Сикстинская мадонна». Источник: Wikimedia Commons
Юлий умер, так и не увидев картины, но Рафаэль закончил работу, полотно было передано монастырю и следующие двести лет провело над алтарём одной из его церквей. Вот только дела у святых братьев шли плохо. Монастырь нищал, к середине 18-го века денег не хватало даже на ремонт, так что монахи с радостью приняли щедрое предложение саксонского курфюрста. Двадцать пять тысяч эскудо, и «Мадонна» отправилась из скромной Пьяченцы в купавшийся в роскоши Дрезден.
Картина добиралась до берегов Эльбы с приключениями. По дороге обоз пережил нападения, а полотно чудом уцелело. В 1754 году оно было впервые выставлено в Дрездене, но недолго услаждало взор Августа. В 1756-м грянула Семилетняя война, которая обернулась для Саксонии тяжелейшим поражением, курфюрст бежал в Польшу, вернулся в Дрезден лишь в 1763-м и вскоре умер. Следующие сто лет картины пылились где-то в кладовых дворца, а вспомнили о них лишь в 19-м веке, когда городской совет решил учредить в Дрездене музей.
Вторая мировая
Бомбардировка Дрездена 13−15 февраля 1945 года — одна из известнейших и мрачнейших страниц Второй мировой войны. События описаны в кинематографе и литературе, в первую очередь Куртом Воннегутом, который сам в тот момент находился в Дрездене в качестве пленного. ВВС США и Великобритании сбросили на город около семи тысяч тонн снарядов. Данные о жертвах бомбардировки разнятся, но погибло не менее ста тысяч человек, при том что население города едва превышало 700 тысяч.
Рафаэль Санти. Источник: Wikimedia Commons
Как же уцелела коллекция, если само здание музея было практически полностью уничтожено? Сам музей закрыли ещё в 1939 году, после чего нацисты изъяли и уничтожили практически все работы немецких экспрессионистов. Каким-то чудом почти все прочие экспонаты были сложены в товарный вагон, который, в свою очередь, спрятали в заброшенной шахте в 30 километрах от Дрездена. Там коллекция курфюрстов и была обнаружена советским лейтенантом Леонидом Волынским, который организовал эвакуацию 478 полотен, в том числе и «Сикстинской Мадонны» (подробнее об этом см. «Дилетант», март 2016 года).
До 1955 года картины хранились в Пушкинском музее и были возвращены в Дрезден по личному распоряжению Хрущёва после его визита в ГДР.
Комментарии (0)