Vogue
Рассказываем про самое элегантное творение природы
Ксения Поднебесная, основатель семейного ювелирного Дома, жемчужного ателье, эксперт по жемчугу, член крупнейшего поставщика жемчуга в Европе Japan Pearl Exporters’ Association, рассказала Vogue о ювелирных трендах, классических украшениях и разнице между натуральным и культивированным жемчугом.
Ксения Поднебесная
Жемчуг — это классика на все времена, которая не покидает модный олимп. Как вам кажется, в чем секрет его успеха?
Действительно, я не могу вспомнить время, когда он был не в моде. Сейчас появилось очень много популярных аксессуаров с жемчугом. Но это, конечно, совсем не тот жемчуг, который используется при создании высоких ювелирных коллекций. Тем не менее этот «подиумный взлет» очень сильно меняет отношение и к коллекционному жемчугу, у которого долгое время была репутация консервативного материала.
Да, кажется, что с жемчугом всегда есть опасение выглядеть слишком нарядно или слишком официально.
Это очень распространенный страх, который на самом деле не имеет под собой никаких оснований. Очень часто при слове «жемчуг» возникает только одна ассоциация: Жаклин Кеннеди в костюме Chanel и жемчужной нитью на шее, которые так любили наши бабушки. Но это же не единственный возможный вариант! Длина нити, размер или просто другой оттенок могут радикально изменить образ. Например, не зря у японцев есть целая традиция подбора жемчуга в соответствии с возрастом женщины — в качестве «первой нити» девушкам дарят совсем мелкий, нежный жемчуг акойя, а чем старше становится женщина, тем более крупный жемчуг она выбирает. Жемчуг даже может выглядеть сексуально — например, если он использован в оформлении длинного сотуара.
Хотя жемчуг всегда был олицетворением невинности…
Да, символически, это так. И традиционно жемчуг надевают невесты перед свадьбой. Но когда Микимото сделал жемчуг доступным, он проник в богемные круги. И длинные нити жемчуга стали ассоциироваться не только с невинностью. А еще у жемчуга есть «королевский провенанс», поэтому выбор жемчуга в качестве аксессуара сразу добавляет образу аристократичности и немного отстраненной изысканной роскоши. Когда с Анджелиной Джоли начали работать консультанты по имиджу, чтобы превратить ее из «плохой девчонки» в ту роскошную диву, которую мы знаем сегодня, первое, что они сделали, — надели на нее жемчуг.
Так работает любой жемчуг или только классический белый?
Я могу сказать, что так работает любой дорогой жемчуг, независимо от цвета.
Какой жемчуг самый дорогой?
Тот, которого всегда мало на рынке. За ним охотятся, его выслеживают, его готовы покупать за любые деньги. Это таитянский жемчуг цвета павлиньего пера — зеленый с розовым оттенком — очень редкое сочетание. Таитянский бронзовый жемчуг — с шоколадным подтоном. Золотой филиппинский жемчуг с максимальной степенью насыщенности золотого цвета. Австралийский серебристо-розовый. Это самые дорогие и востребованные цветовые варианты.
Наверное, самый важный вопрос: какого жемчуга сейчас больше на рынке — натурального или культивированного?
Нельзя сравнивать рынок культивированного жемчуга и рынок натурального по той причине, что как такового рынка у натурального жемчуга сейчас нет. Это очень незначительная добыча в районе Персидского залива, которая вся реализуется на внутреннем рынке и даже не выходит на международный. Или жемчуг, добытый до 40-х годов ХХ века, который сегодня часто продается на аукционах. Весь остальной рынок жемчуга, с которым мы сегодня имеем дело, — это культивированный жемчуг. И этот рынок существует уже более 120 лет. Тут очень важно понимать, что, в отличие от лабораторно выращенных камней — вроде бриллиантов, сапфиров, изумрудов, культивированный жемчуг — это не лабораторная история с предсказуемым результатом. Это точно такой же биологический процесс, что и в случае натурального жемчуга. Около 50% раковин жемчужниц погибает на самом первом этапе — при внедрении ядра, еще треть оставшихся не способна покрыть ядро перламутром и не может создать жемчужину ювелирного качества. Каждый новый этап «роста» отсекает огромный процент материала.
Тогда есть ли вообще разница между натуральным и культивированным жемчугом?
Можно сравнить рынок жемчуга с рынком искусства. Вот культивированный жемчуг — это современное искусство. То, что создавалось последние лет 20–30 и создается прямо сейчас. Натуральный жемчуг — это классическое искусство и шедевры начала ХХ века. В современном искусстве, так же как и в культивированном жемчуге, есть свои вершины — мастера, которые продаются за миллионы, которые составят честь любому музею, за ними охотятся коллекционеры. Натуральный жемчуг — это как картины старых мастеров. Они стоят дорого просто по факту своей невероятной редкости и самого факта «сохранности». Культивированный жемчуг, сравнимый с ними по ценам, получил эту стоимость «за мастерство и востребованность» — как самые дорогие современные художники.
Жемчуг может быть инвестиционным?
Я бы не оценивала жемчуг как инструмент чисто финансовый. Я бы говорила о нем как об объекте коллекционирования, который, как всякий такой объект, обладает в первую очередь художественной ценностью и только потом — финансовой.
published on
Комментарии (0)