Образ угнетенной восточной женщины всплывает в голове почти у каждого, кто думает об Азии, по крайней мере, Средней. Но это не совсем так, не везде так и не всегда было так. Попробуем немного разобраться в этом вопросе.
Турция как пример для азиатских республикЕще в XIX веке в Средней Азии возникло джадидское движение, благодаря которому некоторые религиозные деятели и представители культурной элиты начали говорить о бесправном положении женщины в семье и обществе. Примером раскрепощения восточной женщины служила Турция, где в то время уже открыто говорили о предоставлении женщинам больших прав.
Что значила для СССР «освобожденная женщина Востока» Фото: Evgeni Zotov/flickr.comКогда Российская империя, а затем и СССР, включила Среднюю Азию в круг своих геополитических интересов, положение женщины начало реально меняться. Есть историки, которые утверждают, что СССР (а до этого Российская империя) прикрывался благими идеями помощи униженным восточным женщинам для того, чтобы присоединить новые земли к своей территории. Возможно, это и так, но нельзя отрицать, что именно тогда отношение к женщине в обществе стало меняться. Это было похоже на коммунистическую борьбу за угнетенный класс пролетариата.
Что было сто лет назадВ 1920-е годы в советских республиках женщины стали отказываться от паранджи после объявления акции «Худжум». Девушки встретили это с радостью, хотя более религиозные женщины старшего возраста порой снимали вуаль на общественных коммунистических мероприятиях, а дома вновь надевали. Доходило до того, что на улице срывали паранджу, если видели закрытое лицо женщины.
Что значила для СССР «освобожденная женщина Востока» Свадьба в Киргизии в наши дни. Фото: Evgeni Zotov/flickr.comВслед за снятием паранджи последовало снятие некоторых ограничений в жизни женщины. Девочек стали выдавать замуж позднее. Ранее уже 11-13-летним девочкам родители находили женихов. С приходом советской власти возраст вступления в брак повысился. И если раньше, будучи совсем юной, дочь не могла перечить своим родителям и соглашалась на то, что ее судьбу решали другие, то в XX веке голос девушки, женщины стал звучать громче. Девушка уже могла иметь право голоса при выборе жениха, хотя и национально-культурные традиции были сильны в обществе.
Что значила для СССР «освобожденная женщина Востока» Узбекистан. Свадебная церемония. Фото: Evgeni Zotov/flickr.comПоказателен пример комсомольской свадьбы, состоявшейся в узбекском кишлаке в 1966 году и описанной ученым-этнологом Сергеем Абашиным. Девушка полюбила парня, который имел инвалидность. Ее родственники были против этого союза. Но молодой человек упорно стал добиваться возможности быть с любимой: он призвал на помощь районное начальство, заручился поддержкой уважаемых людей и написал в газету. Когда эта история получила широкую огласку, молодые смогли сочетаться законным браком без уплаты калыма и без приданого. Родители не пришли поздравить молодых, потому что те пошли против их воли и наперекор многовековым традициям, но свадьба состоялась. Кстати, предлагаем вам познакомиться с женщинами, которые ломают гендерные и иные стереотипы и двигают мир вперед.
Много ли прав у сегодняшней восточной женщины Что значила для СССР «освобожденная женщина Востока» Фото: Evgeni Zotov/flickr.comСоветского Союза нет уже 30 лет. За это время женский вопрос вновь встал остро в среднеазиатских республиках. Это немного напоминает ситуацию в Иране полвека назад, о которой мы вам рассказывали.
А как сегодня можно описать женщину Востока?
Комментарии (0)