"Не выпуская друг друга, мы стояли, шатаясь, на краю обрыва. Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приемами японской борьбы — «баритсу», которые не раз сослужили мне хорошую службу. Я сумел увернуться от него. Он издал вопль и несколько секунд отчаянно балансировал на краю, хватаясь руками за воздух. Но все-таки ему не удалось сохранить равновесие, и он сорвался вниз. Нагнувшись над обрывом, я еще долго следил взглядом за тем, как он летел в пропасть. Потом он ударился о выступ скалы и погрузился в воду".
Бартитсу - это смешанное боевое искусство и система самозащиты, разработанная в Англии в 1898—1902 годах. В 1901 году его увековечил (под именем "баритсу") писатель Артур Конан Дойль, в своем рассказе "Пустой дом" из цикла "Возвращение Шерлока Холмса". Бартитсу оставалось забытым большую часть двадцатого столетия, но, начиная с 2002 года, переживает период своего возрождения.
В 1898 году британский инженер Эдвард Бартон-Райт, проживший три предыдущих года в Японии, вернулся в Англию и рассказал о создании "нового искусства самозащиты". По его утверждению, боевое искусство, названное им "бартитсу", свело в единое целое лучшие техники целого ряда единоборств. Слово "бартитсу" - это акроним имени создателя и японского Джиу-джитсу, и, по определению Бартона-Райта, означает "самозащиту во всех ее видах".
Согласно описанию, данному создателем в серии статей, опубликованных в Pearson’s Magazine в 1899-1901 годах, основой бартитсу стало джиу-джитсу Koryū и Кодокан дзюдо, которые Бартон-Райт изучал, живя в Японии. В дальнейшем боевое искусство включило в себя элементы британского бокса, французского савата, швейцарской народной борьбы, а также оригинальной системы оборонительного боя на тростях «Canne de combat», созданного швейцарцем Пьером Виньи. Бартитсу также включало систему общей физической подготовки.
С 1899 по 1902 годы Бартон-Райт занимался популяризацией своего боевого искусства в журнальных публикациях, интервью и показательных выступлениях в различных районах Лондона. Он основал школу под названием "Академия Бартитсу воинской и физической культуры" (или, менее официально, Клуб Бартитсу), располагавшуюся на Shaftesbury Avenue 67b, в Сохо. В статье для "Журнала физической культуры Евгения Сандова" (том 6, январь 1901 года) журналистка Мэри Ньюгент так описывала клуб Бартитсу:
" …Подземный зал, где все сверкает, с белыми кафельными стенами, электрическим освещением и „адептами“, прохаживающимися вокруг словно тигры". Помимо зала для занятий боевыми искусствами, в клубе Бартитсу был и хорошо оборудованный салон с превосходным выбором машин для электротерапии.
Используя свое знакомство с создателем дзюдо профессором Дзигоро Кано и другие контакты в Японии, Бартон-Райт пригласил в Лондон мастеров джиу-джитсу, японцев К. Тани, С. Ямамото и девятнадцатилетнего Юкио Тани в качестве инструкторов клуба Бартитсу. К. Тани и Ямамото вскоре вернулись в Японию, а Юко Тани остался в Лондоне и вскоре к нему присоединился еще один молодой мастер джиу-джитсу Садаказу Уэниши. Швейцарский мастер Пьер Виньи и борец Арман Черпилл также были наняты в качестве преподавателей. Помимо обучения состоятельных лондонцев, в их обязанности входило проведение показательных выступлений участие в дуэльных матчах против бойцов других стилей. Кроме того, клуб стал штаб-квартирой группы исторического фехтования, которую возглавил Алфред Хаттон. В клубе проводилось обучение лондонской актерской элиты историческому фехтованию для постановки сценических боев и ставились эксперименты с фехтовальной техникой.
В середине 1901 года в Бартитсу были добавлены дыхательные упражнения, которые осуществлялись под руководством миссис Эмиль Бенке.
Клуб Бартитсу был организован по образцу викторианских спортивных клубов. Потенциальные члены клуба должны были направлять свои предложения в комиссию по приему. В свое время членами ее были, в частности, капитан Алфред Хаттон и полковник Джордж Малкольм Фокс, бывший генеральный инспектор по физической подготовки частей британской армии.
Бартон-Райт рассказывал, что во время демонстрации бартитсу в Сент-Джеймс холле он победил семерых противников за три минуты. Благодаря этому он стал членом престижного Bath-клуба и получил королевское приглашение выступить перед принцем Уэльским Эдуардом. Травма руки помешала этому выступлению.
Неизвестно, было ли когда-либо составлено Бартоном-Райтом формальное описание бартитсу как системы самозащиты. Членам клуба рекомендовалось изучать все четыре основные метода боя без оружия (Canne de combat, сават, бокс, джиу-джитсу), каждому из которых сопоставлялась определенная дистанция боя. Задачей тренирующихся было отточить технику таким образом, чтобы она была при необходимости применима и против техники другой дистанции (сават против джиу-джитсу, например). Указанный подход аналогичен современным методикам обучения, применяемым в смешанных стилях боевых искусств.
Опираясь на публикации Бартона-Райта, современные исследователи полагают, что основное внимание уделялось системе Виньи на ударной дистанции и джиу-джитсу на дистанции захвата. Техники савата и бокса рассматривались как промежуточные между этими двумя дистанциями, либо как способ начальной фазы боя в случае, когда защищающийся безоружен. Тем не менее, оба указанных вида спорта практиковались в клубе Бартитсу, и ученики должны были изучать, как противостоять им, используя тростевой бой или джиу-джитсу. Бартон-Райт также указывал на отличие спортивных савата и бокса от техник, преподаваемых в клубе, и модифицированных им для целей самообороны.
Сергей Терентьев
Комментарии (0)